Национальный
институт фтизиатрии и пульмонологии
имени Ф.Г. Яновского

Переход на титульную страницуПоиск по сайту

Украинский пульмонологический журнал

Об институте:

история,

общие положения,

структура,

научная деятельность,

планы НИР,

лечебно-диагностическая работа,

ведущие ученые

Новости:

новинки на сайте

Наши издания:

"Украинский пульмонологический журнал" (УПЖ),
"Украинский химиотерапевтический журнал" (УХЖ),
"Астма и аллергия"

Оригинальные статьи:

оригинальные научные статьи, ранее нигде не публиковавшиеся

Нововведения:

методические рекомендации, информационные письма,
ведомственные инструкции,
нововведения, монографии

Патенты:

патенты и авторские свидетельства института

Отчеты о НИР:

рефераты законченных научно-исследовательских работ

Подготовка кадров:

аспирантура,

клиническая ординатура,
курсы информации и стажировки,

в помощь аспиранту и соискателю

Научные форумы:

резолюции и обращения съездов, конференций, совещаний...

Информация для специалистов:

обзоры литературы, статистическая информация, новое в лечении туберкулеза и неспецифических заболеваний легких...

Информация для населения:

полезная информация о заболеваниях легких, их профилактике и лечении

2000.- № 2.- Дополнение.
СТАТЬИ

Оглавление номера

З.В. Нестеренко

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРОВ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ БРОНХАЛЬНОЙ АСТМЫ 

Луганский Государственный медицинский университет

 

Бронхиальная астма (БА) остается актуальной проблемой современной медицины. Разработана международная программа GINA, в рамках которой проводятся обучающие семинары для практикующих врачей по лечению и предупреждению астмы. По инициативе академика Фещенко Ю.И. планируются организационные мероприятия по внедрению GINA в Украине.
С марта 2000 года в г. Луганске на базе методического кабинета по диагностике и лечению астмы при областной детской клинической больнице проводятся пробные обучающие семинары для практических врачей города.
За 1 месяц семинарский курс прослушали все врачи 2-ой детской многопрофильной детской больницы (38 чел). По окончании обучения слушателям предполагается выдача сертификатов о прохождении тематического усовершенствования, которое будет учитываться при проведении квалификационной аттестации.

Методический кабинет оснащен демонстрационным набором слайдов по проблеме, диагностической аппаратурой (портативный спирограф "микролабперпеп"), компьютерными программами для хранения и обработки полученных при спирографии данных.

Курс обучения рассчитан на 5 дней, проводится с 2-х до 6 часов во второй половине дня, число врачей, обучающихся в группе 6-8.
Занятия проводятся в комбинации лекционного, семинарского курсов, с обязательным разбором больных, которых подбирают на занятия сами слушатели. Каждое из 5 занятий имеет свою конкретную тематику, что позволяет постепенно, и, в то же время, динамично вводить практикующих врачей в суть проблемы. Слушателям предлагается современная литература по проблеме астмы для самостоятельной работы дома, и в начале каждого занятия (кроме первого) проводится работа с тестовыми вопросами, позволяющими ориентироваться преподавателю на качество усвоения программы.

Составление тематических планов проводилось согласно основных положений консенсуса по БА с учетом исправлений и изменений Исполнительного комитета в 1998 году.

Приблизительная тематика семинаров такова: половина первого занятия проводится в виде лекции с обозначением актуальности проблемы, особенностей современных взглядов на классификацию астмы, механизмов ее развития. Подчеркивается значение адекватно обоснованного лечения БА, мониторинга терапии, обучения больных, тесного контакта врача с пациентами. Основные положения изложенного материала гармонично подкрепляются слайдами, после чего слушателям предлагается работа с 10 тестовыми вопросами по начитанной теме. Ошибки при проверке правильности ответов на тестовые вопросы разбираются сразу же.

Далее идет разбор приглашенных на занятие 2-3-х больных, обсуждение основных направлений астмологии на конкретном примере. Преподаватель демонстрирует необходимость определенной последовательности в работе с больным, подчеркивает роль анамнеза, анализа жалоб, их динамики, совместно со слушателями проводится объективное исследование больного, обсуждение результатов лабораторного и инструментального обследования, определение функции внешнего дыхания с оценкой основных показателей. В конце разбора формируется диагноз, назначается план лечения, проводится обучение больного пользованием дозированных аэрозолей, пикфлоуметром, составлению пищевого дневника, соблюдению элиминационной диеты и т.д.
Тема второго семинара: ознакомление с современными диагностическими критериями БА, определение степени тяжести заболевания. Подготовка проводится слушателями дома по рекомендуемой литературе. В начале занятия проводится тестовый контроль, разбор ошибок. Далее занятие строится по форме коллоквиума, на котором идет обсуждение основных вопросов. Заключительное слово преподавателя, демонстрирующего концептуальные положения на слайдах, завершает теоретическую часть. Работа с больным на втором занятии проводится слушателями под контролем преподавателя. В конце занятия возможно использование дискуссионных форм обучения.

Тема третьего семинара: ознакомление с принципами ступенчатого подхода в диагностике и лечении астмы; проведение выбора препаратов, используемых в терапии астмы. Принцип закрепления знаний тот же, что и на предыдущих семинарах, в т.ч. самостоятельная работа с больным.
На четвертом занятии подробно разбирается лечение больных в домашних условиях и в условиях стационара, принципы выведения больного из приступа. Подчеркивается значимость базисной терапии, роль ингаляционных кортикостероидов в лечении астмы, предлагаются методы преодоления "стероидофобии" у пациентов, а также искушений использования дешевых неэффективных препаратов. Демонстрационные слайды убедительно подтверждают изложенные концепции. Работа с больным проходит более уверенно и профессионально.

Пятое занятие посвящено вопросам мониторинга лечения, работе с больным, критериям контроля над астмой, обсуждению целей длительного лечения заболевания. Идет активный самостоятельный процесс общения с больными, обсуждение возникших вопросов с преподавателем.
В заключении слушателям предлагаются тестовые вопросы по всем пройденным темам и еще раз тезисно обсуждаются "узловые" проблемы: принципы диагностики, выбор терапии, мониторинг лечения.

В среднем, 60 - 70 врачей впоследствии успешно используют полученные знания. Через 3 месяца после обучения предполагается проведение контрольных посещений лечебных учреждений города и анализ ведения амбулаторных карт больных с БА, что поможет в дальнейшем совершенствовать преподавание на обучающих семинарах по диагностике и лечению астмы. 

Нестеренко З.В. Методология проведения обучающих семинаров по диагностике и лечению бронхальной астмы // Укр. пульмонолог. журн. - 2000. - № 2, дополнение.- С. 64.

Оглавление номера

Переход на титульную страницу

И

HomeПоиск Про институтНовости Наши издания Оригинальные статтьи Нововведения
ПатентыОтчеты о НДР Подготовка кадров Научные форумы 
Информация для специалистовИнформация для населенияМедицинские услуги


© Отдел ИКТ
НИФП

Отправить E-mail в Институт

www.ifp.kiev.ua